Под повышением квалификации педагогических работников подразумевается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Профессиональная компетентность педагогического работника является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательной организации, что в итоге определяет качество образования обучающихся. При этом понятие «повышение квалификации» рассматривается и как процесс, и как результат образования.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Работа любого педагога – это не только преподавание своего предмета и обучение детей, но и непрерывное самообучение.
Под понятием «повышение квалификации» понимается одна из форм дополнительного образования. Основа её состоит в совершенствовании знаний специалиста путем периодического дополнительного обучения. На курсах повышения квалификации, как правило, изучают новые методики работы, изменения в законодательстве, новые правила оформления документов и т.п.
Для педагогов это критически важно, поскольку система образования непрерывно развивается. Разрабатываются новые методы инклюзивного обучения, меняется структура школьного и дошкольного образования, форматы подготовки к экзаменам и т.д.
Согласно ныне действующему законодательству, курсы повышения квалификации для педагогов – это обязательное условие продолжения работы.
Обязанность повышать квалификацию установлена в подпункте 7 пункта 1 статьи 48 Закона № 273-ФЗ. В этом же законе указана периодичность повышения квалификации педагогических работников — один раз в три года (подп. 2 п. 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ).
Цели повышения квалификации педагогических работников:
1. Развивать профессиональные компетенции педагогов.
2. Научить педагогов применять инновационные средства во время работы.
3. Обновлять и расширять теоретические знания своего предмета у педагогов.
4. Обеспечить структуру педагогической работы, педагогического состава и всей образовательной системы.
5. Знакомить педагогов с новыми методиками и формами обучения.
6. Развивать навыки моделирования у педагогов.
Каждый из этих пунктов служит общей цели — повысить качество обучения и совершенствовать образовательную систему.
Виды и формы повышения квалификации
Повышение квалификации имеет две основные формы:
1. Форма самообразования: сотрудник берет на себя ответственность за изучение теоретического и практического материала, улучшение своих профессиональных навыков, внедрение новых способов в учебно-воспитательный процесс.
2. Форма организованного стороннего профессионального обучения. Есть несколько способов повысить квалификацию таким образом:
- пройти стажировку;
- пройти краткосрочные (до 72 часов, но не менее 16) или долгосрочные (более 72 часов) курсы;
- пройти дистанционные курсы;
- пользоваться накопительной системой повышения уровня квалификации: участвовать в конкурсах профмастерства, мастер-классах, научных конференциях, семинарах.